Алтаю надо определиться со стратегией развития сахарного производства

Фильтры

Регион

Новости

Алтаю надо определиться со стратегией развития сахарного производства

В настоящий момент сахарная отрасль Алтайского края переживает не самые лучшие времена. Больше двух лет не функционируют два профильных предприятия: Бийский и Алейский сахарные заводы. Оставшийся в строю Черемновский завод (ЧСЗ) из-за большого объема сырья, предлагаемого на переработку, в прошлом сезоне оказался сильно перегружен. Недовольны сложившейся ситуацией и сельхозпроизводители. По их мнению, ЧСЗ, пользуясь своим монопольным положением на рынке, диктует невыгодные для них правила игры. А региональная программа, призванная вывести свеклосеющую отрасль края на новый уровень, себя не оправдывает. Что мешает развитию сахарного производства на Алтае? В этом вопросе разбиралась газета "Ваше дело".

Везут с юга

За последние годы производство сахара в Алтайском крае значительно сократилось. Причин этому несколько. С 2001 года в крае были сокращены посевные площади сахарной свеклы, валовой сбор продукции уменьшился, что привело к низкой загруженности производственных мощностей сахарных заводов. Однако главным ударом для отрасли стал рекордно низкий уровень цен на сахар. В 2005–2007 годах стоимость "сладкого песка" колебалась в пределах 12–15 тыс. рублей за тонну, что более чем в два раза меньше нынешних показателей. Итогом всего этого стало закрытие в конце 2008 года сразу двух профильных предприятий — Бийского и Алейского сахарных заводов. Единственный оставшийся в строю ЧСЗ за счет увеличения объема переработанного сырья сумел в 2009 году произвести 54 тыс. тонн сахара. В этом году предприятие также намерено нарастить объем выпускаемой продукции.

Однако и этого будет недостаточно, чтобы полностью покрыть потребность Алтайского края. По некоторым оценкам, жители нашего региона потребляют порядка 200 тыс. тонн сахара в год. Недостающие объемы поступают к нам из Южного федерального округа и Центрального-Черноземного региона, где сконцентрирована основная часть всей сахарной отрасли. Как ни парадоксально, но сахар, привезенный из этих регионов, в рознице стоит на пару рублей дешевле, чем местный. Сказываются высокая урожайность сахарной свеклы в этих регионах, современное технологическое развитие переработки и низкая стоимость энергетических ресурсов. Все это позволяет привозному продукту быть более конкурентоспособным на нашем рынке, что привлекает как розничные сети, так и покупателей. "Обратите внимание, в крупных магазинах Барнаула нашего сахара нет, — отмечает Игорь Сагайдак, директор ЧСЗ. — Могу сказать, что завод отгружает свою продукцию в Новосибирск, Омск и далее на восток".
Разные состояния заводов

На сегодняшний день в крае реально работает всего одно отраслевое предприятие — Черемновский сахарный завод. Он входит в федеральную группу компаний "Доминант". В прошлом году ЧСЗ переработал рекордный для себя объем сырья — 415 тыс. тонн сахарной свеклы при плановой мощности в 320 тыс. тонн. До 2012 года московский холдинг планирует провести на заводе полную модернизацию, которая позволит увеличить производительность на 30%. Общий объем инвестиций оценивается в 400 млн. рублей.

В ближайшие годы на заводе грядет еще одно важное изменение: руководство холдинга "Доминант" пересмотрит условия работы со свеклосдатчиками на своих предприятиях. "В Москве решили, что нужно уходить от давальческого договора, при котором крестьянин отдает заводу часть сырья, а полученный сахар самостоятельно реализует на рынке, и переходить к обычному договору купли-продажи", — сообщил Игорь Сагайдак.

Большинство алтайских аграриев такая схема не устраивает. Свое решение они объясняют так: Черемновский завод, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, пытается диктовать выгодные только для него условия сотрудничества.

Альтернативой ЧСЗ для сельхозпроизводителей может стать Бийский сахарный завод. Представители холдинга Александра Антипина, купившего в марте это предприятие, заявляют, что оно будет запущено в следующем году. "Сейчас на заводе идет коренная реконструкция, — сообщил "ВД" Евгений Виноградов,заместитель директора холдинга по переработке. — До следующего года будет проводиться модернизация. В августе 2011 года мы проведем на заводе ходовые испытания".

Руководство Бийского сахарного завода выстраивает довольно странную политику в отношении поставщиков услуг. Предприятие до сих пор официально находится в обесточенном состоянии. "Через БСЗ запитаны жители города, поэтому контролировать потребление энергии заводом достаточно сложно. За летние месяцы долг предприятия вырос практически в три раза и составил 4,5 млн. рублей. Новые собственники завода решением вопросов энерго­снабжения не занимаются и на контакт не идут", — сообщили в пресс-службе компании "Алтайэнергосбыт".

Положение Алейского сахарного завода еще более неопределенное. Фермеры, которые в начале года хотели выкупить предприятие у нынешнего владельца компании "Росэнерго", так и не решились влезть ради этого в кредиты. Они сочли, что риск будет слишком велик. "В настоящее время завод законсервирован. Будет ли возобновлено производство, нам неизвестно", — сообщила Наталья Лазарева, главный бухгалтер Алейского сахарного завода.

Условий не хватает

В то, что в ближайшие годы в Алтайском крае откроются новые сахарные заводы, верится с трудом. Условий для работы подобных предприятий пока недостаточно. По мнению экспертов, для столь энергоемкого производства в нашем регионе слишком дорогой киловатт, да и высококвалифицированных специалистов, которые требуются для переработки сахарной свеклы, не хватает. Кроме того, в крае с каждым годом уменьшается количество посевных площадей, отданных под сахарную свеклу. 2009 год стал в этом отношении антирекордным: этой культурой было засеяно всего 15,7 тыс. га — самый низкий показатель за 46 лет! Свеклу уже практически перестали сеять в алейской зоне. Аграрии утверждают: если в следующем году Бийский сахарный завод не заработает, это поставит крест на многих свеклосеющих хозяйствах района.

Кстати, по России наблюдается тенденция к уменьшению сахарных заводов. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в числе кандидатов на закрытие находятся предприятия с небольшой сырьевой базой, мощностью производства менее 3,8 тыс. тонн свеклы в сутки и перерабатывающие ее менее 100 дней в году. Всем этим требованиям не отвечает даже ЧСЗ.

По мнению ряда экспертов, на Алтае необходима четкая стратегия развития сахарного производства. Пока в мире существует две схемы построения переработки сахарной свеклы. Американская модель подразумевает строительство небольших заводов мощностью 30–50 тыс. тонн, их открывают фермеры. В Европе, наоборот, сахарное производство зиждится на гигантах, способных переработать 600 тыс. тонн сырья в год. Алтайский край ищет свою модель, но пока, к сожалению, не нашел.

Монополист диктует условия

В конце августа станут известны результаты обращения Евгения Долгова, фермера из Ребрихинского района, в Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю. Он и другие аграрии недовольны политикой ЧСЗ, который остается единственным в крае предприятием по переработке сахара.

— С начала 2010 года между ЧСЗ и сельхозпроизводителями начались столкновения по поводу измененных условий договора. Одно из наиболее значительных изменений заключается в том, что завод обязывает крестьян продать не менее 50% свеклы непосредственно на свеклопункте по цене, которая сложится на день сдачи. До этого у нас был выбор: мы могли продать всю свеклу заводу, а могли переработать ее, отдав 31% или 33% сырья за переработку, а с остального объема сырья получить сахар и самостоятельно реализовать его на рынке. Сейчас такой возможности нет.

Кроме того, завод увеличил плату за некоторые услуги. Так, утилизация жома в прошлом году стоила 50 рублей за тонну, теперь — 100. Раньше предприятие не брало плату за хранение нашего сахара, теперь мы должны платить по 15 рублей в день за каждую тонну. Все эти моменты и нежелание московских владельцев предприятия идти на компромисс побудили нас обратиться в УФАС. Результаты проверки будут известны в конце августа.
А вы свеклу уважаете?
Сергей Горлов,
глава фермерского хозяйства в Косихинском районе:

Конечно! Я этой культурой занимаюсь уже несколько лет. В первый год она принесла мне убытков в 1,2 млн. рублей. В прошлом году только на сахарной свекле я получил прибыль в размере 6 млн. рублей при рентабельности почти 100%. Это позволило хозяйству остаться на плаву, учитывая, что цены на зерно были очень низкими.

Геннадий Снежко,
директор агрофирмы "Маяк" Павловского района:

В данный момент сахарная свекла для меня вообще непривлекательна. Наше хозяйство занималось ею 12 лет и два года назад перестало. Дело в том, что сахарная свекла — культура очень трудоемкая и затратная. Для ее возделывания нужны подготовленные агрономы и механизаторы. В нашем хозяйстве таких специалистов нет.

Дмитрий Степанов,
заместитель директора крестьянского хозяйства "Березовая роща" Калманского района:

Уважаем. Наше хозяйство выращивает ее с 1995 года. В прошлом году удалось получить рекордную для Алтайского края урожайность — 480 цга. Все было бы хорошо, но единственный в регионе Черемновский сахарный завод выставляет кабальные условия, которые не позволяют нам развиваться дальше.

Источник: altapress.ru

Также в разделе

Комментарии (0)